Перспективы социального прогресса в XXI веке

Данная публикация является переводом серий статей о результатах социологического прогресса, написанных группой ученых International Panel on Social Progress.

С момента своего создания, понятие социального прогресса оставалось спорным. Многие люди продолжают отрицать его важность, в то время как другие оспаривают идею его имплицитной позитивности.

Такие сомнения и двойственность не уникальны, поскольку вера в возможность прогресса всегда имела свои взлеты и падения. В современной истории периодом твердой веры в социальный прогресс и больших надежд на его продолжение была эпоха примерно с 1950 по 1980 годы.

Это было время прихода массового потребления и расширения социальных прав в благополучном секторе мира. Азия и Африка проходила через движения за национальную независимость, которые реализовывались через «новые возникающие силы» встречи в Бандунге 1955 года. В Латинской Америке это были годы, когда была построена модернистская столица Бразилиа, и когда были провозглашены новые перспективы – с одной стороны, Кубинская революция, а с другой ­­– «Союз во имя прогресса».

Это был момент триумфа и пик силы массовых социальных движений, которые твердо верили в продвижение на Севере, национально-освободительных движений в Азии и Африке, профсоюзов и рабочих партий в развитом капиталистическом мире и коммунистическое движение.

Инклюзивности национального государства по-разному бросают вызов как мобильность капитала, так и рабочей силы. Первое ограничивает экономические ресурсы государства, второе усложняет, а иногда и подрывает существующую концепцию гражданства. Многие инклюзивные популярные массовые движения и организации были разрушены. Движения, которые стремятся исключить других, будь то из-за этнической, религиозной или иной принадлежности, значительно возродились.

Значительные меньшинства придерживаются двух противоположных и ограниченных взглядов на будущее. Деловое сообщество сосредоточено на техническом прогрессе без какой-либо перспективы широкого социального прогресса, в то время как глубокие экологические движения считают, что сокращение потребления и нулевой рост в богатых странах — это единственный способ предотвратить климатическую катастрофу. Каким может быть реальное видение социального прогресса в этой ситуации?

2019 Social Progress Index: Measuring Real Things That Matter (18 September, 2019). Michael Green/Skroll

Сегодня человечество стоит на исторической вершине своих возможностей, и социальный прогресс — одна из них. Стадия, которой мы достигли, обусловлена технологическими, биомедицинскими и экономическими достижениями, а также долгосрочным социальным включением, которое стало возможным благодаря сокращению — если ни в коем случае не устранению — давно институционализированным расизмом и сексизмом. Также крайне важен огромный рост экологических и климатических знаний и осведомленности. Социальный прогресс будет означать реализацию этих возможностей.

Чтобы достичь этой цели, известный нам космополитический мир должен будет радикально измениться, чтобы стать человеческим сообществом наций. Это было предзнаменовано в работах философа-диссидента Просвещения, Иоганна Готфрида Гердера. Примеры уже демонстрируются на регулярных культурных и кулинарных фестивалях народов в крупных городах иммигрантов, таких как Нью-Йорк и Лондон.

Однако сейчас мы движемся в обратном направлении. Нации все больше разделяются экономически и идеологически, и большинство из них нуждается в восстановлении. Тем не менее, осознание проблем, с которыми сталкивается мир, могло бы способствовать этой реконструкции. То, как страны будут действовать в рамках глобальных соглашений, вероятно, будет наиболее подходящим индикатором прогресса в этом отношении.

В заключение, новое начало глобального социального прогресса может работать в тандеме с технологическими и биомедицинскими достижениями. Как писал в 1944 году венгерский экономист, Карл Поланьи, «Великая Трансформация» вполне возможна, даже если ее краткосрочные перспективы выглядят скромными.

Инклюзивные глобальные институты, поддерживаемые мировыми движениями и сетями, расширение индивидуальных прав и возможностей во всем мире за счет образования, связи и улучшения здоровья, а также организационные права и возможности для наиболее обездоленных слоев населения являются предпосылками. Все они направлены на увеличение универсального человеческого потенциала. И старые, и новые общественные движения станут частью этого, казалось бы, утопического предприятия.

Ученые могут внести свой вклад, исследуя жизнеспособность конкретных идей для достижения этого видения. Им также необходимо осмелиться изучить долгосрочные возможности на будущее, выходя за рамки анализа политики и воображая, как альтернативные наборы институтов могут способствовать социальному прогрессу.

Наши программы

Женское предпринимательство

Данное обследование является результатом деятельности работников ОФ «Фонд открытых данных»

Репродуктивное здоровье

В настоящее время, в связи с высоким индексом экстрагенитальной и гинекологической заболеваемости
ru_RURussian
kg_KGKyrgyz en_USEnglish ru_RURussian

Получите поддержку

Уважаемые аппликанты! На данный момент мы лишь рассматриваем заявки!